Краткое житие преподобного Иосифа Волоколамского

Святой Иосиф был родом из окрестностей города Волока Ламского (ныне — это город Волоколамск Московской области). Родителей его звали Иоанном и Мариною. Семи лет отдан он был в учение и весьма скоро изучил Божественное Писание. Любил он часто ходить в Храм Божий и, удаляясь от сверстников, всю мысль свою устремил на угождение Богу. Презрев мирскую суету, удалился он в Боровск, в монастырь преподобного Пафнутия, который постриг его в иноческий чин. Всегда пребывал он в посте и молитве и был искусным подвижником, во всем повинуясь своему духовному наставнику. По прошествии некоторого времени взял он к себе в ту же обитель своего родного отца, принявшего также монашество, и служил ему и покоил его до самой его смерти. Восемнадцать лет пробыл он в повиновении у святого Пафнутия. По смерти своего учителя и наставника в 1478 году, он был сделан игуменом обители, которой и управлял около двух лет. Затем он удалился с некоторыми из братьев в лес, окружающий город Волок Ламский, и построил там монастырь, в котором воздвиг каменную церковь в честь Успения Божьей Матери.

Иосиф Волоколамский
Икона со святым Иосифом.

Много собрал он братии и устроил самое строгое общежитие. Сам он одевался как нищий, так что никто не мог отличить в нем настоятеля. Он написал устав для своей обители. Во время голода монастырь его доставлял пропитание многим бедным. Ревностно подвизался он против ереси жидовствующих, возникшей во второй половине XV века в Новгороде, где распространителем ее был приезжий жид Схария и пришедшие с ним евреи из Литвы. Ересь перешла, затем в Москву и получила широкое распространение. Преподобный Иосиф Волоцкий написал сочинение в 16-ти книгах «Просветитель», изобличающее ересь. Жидовствующие: 1) отрицали Боговоплощение и Божество Исуса Христа; 2) не верили воскресению Исуса Христа; 3) не чтили Богоматери, угодников Божьих, икон и мощей; 4) не признавали Св. Евхаристии и прочих Таинств; 5) держались более Ветхого завета, нежели Нового, празднуя Пасху по-иудейски; 6) не соблюдали постов, отвергали монашество и предавались разврату.

На соборе 1503 г. Игумен Волоколамский требовал казни еретиков. Обвиняемые были столь дерзки, что решились открыто защищать свое учение. Но пламенное, проникнутое силой Слова Божия и Писаний Отцов Церкви слово Иосифа на всех пунктах обличало и опровергало их; важнейшие из еретиков наконец были осуждены на смерть и всенародно сожжены в клетке; другим резали языки, иных заключали в темницу.

На соборе 1503 г. Игумен Волоколамский требовал казни еретиков. Обвиняемые были столь дерзки, что решились открыто защищать свое учение. Но пламенное, проникнутое силой Слова Божия и Писаний Отцов Церкви слово Иосифа на всех пунктах обличало и опровергало их; важнейшие из еретиков наконец были осуждены на смерть и всенародно сожжены в клетке; другим резали языки, иных заключали в темницу.

Преподобный Иосиф преставился 9 сентября, в год от сотворения мира 7024 (от Рождества Христова 1515 г.), в княжение великого князя Василия Иоанновича, прожив 75 лет. Святое тело его положили близ алтаря соборного храма его обители.

Жития преподобного Иосифа Волоцкого, и особенно его безкомпромисная борьба с еретиками, вновь напоминают нам о том, что недостаточно верить в то, что Бог есть, как многие псевдоправославные люди утверждают. Нужно твердо знать в какого Бога веришь, и не впадать в ереси. Увы, часто приходится слышать: «Я в бога верю, но в церковь не хожу». А как же тогда надеяться на воскресение мертвых, на справедливый суд и на спасение души, если сказано нашим господом: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (от Иоанна, 6:53, 54).