Урок красоты

Женщина, гордящаяся красотой, представляет душевное безобразие.
Аристипп.

Молодая, красивая женщина с трепетом переступила порог подземелья. Она идёт со странной нерешительностью. Молодая рабыня поддерживает её справа. Да она слепая… или, вернее, больна глазами
— Войди, дочь моя! Зачем Бог привёл тебя? – спросил преподобный Пётр Галатийский.
— Помолись за меня: ты видишь моё страдание, – ответила женщина.
Старец окинул её испытующим взором. Перед ним стояла богато одетая и по обычаю времени набеленная и нарумяненная женщина.
— Вижу. Страдает душа твоя, но разве не вольна ты исцелить её?
— Не душа, а тело болеет. И безсильно искусство врачей. Только твоя молитва может возвратить мне зрение.
— Исцели свою душу и тогда молись об исцелении тела.
Женщина в недоумении вскинула на старца больные, потухающие глаза.
-Ты сейчас недовольна тем, что Господь закрыл свет очей твоих. Но почему ты была недовольна Им тогда, когда очи твои были светлы? Как смела ты хулить и исправлять Его дело, творение Его рук? Что сказала бы ты, если бы увидела живописца, который портит создание великого художника, белит лик, написанный по его вдохновению, чернит брови и ресницы, добавляет краски…
Женщина упала на колени и со слезами стала просить прощения.
— Помни, дочь моя, — продолжал старец, — что если для художника оскорбительны такие поправки, то это тем более так для премудрого Творца, так чудесно украсившего человека, умалившего его малым чем от ангелов, для Великого Художника, Который дал тебе твою красоту. Женщина красива своей душой.
И, прикоснувшись к больному глазу, старец сотворил над ним крестное знамение… Женщина прозрела…

Это была мать блаженного Феодорита, и она поняла данный ей урок. Так говорит предание. Хотелось бы, чтобы женщина нашего времени приняла этот «урок красоты». Если тогда, в те времена, женщины много отдавали искусственной красоте, платью, золотой мишуре, то теперь они отдают ложному богу суетности ещё большую дань.

Мода – вот истинная паутина дьявола. Если старорусские Цветники называли сетью дьявола женщину, то в этом есть правда теперь, когда дьявол поймал её в паутину моды. Слишком много души она отдаёт за тряпку. А сегодня и не только женщина, но и мужчина зачастую тоже. Женщину берут во власть мишура, соблазн тщеславия. Ещё пророк Исаия писал: «За то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавой поступью, и гремят цепочками на ногах … отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звёздочки, и луночки, серьги и ожерелья…» (Исаия, 3:16,18).

Почему великий святой пророк заговорил о такой, казалось бы, мелочи? А потому, что суетность, погоня за модой опустошает душу женщины, делает рабой суетности ту, которая должна оздоровлять жизнь, свидетельствовать своей жизнью о Христе, делать мир лучше и праведнее. Душа женщины, несомненно, свежее, чем душа мужчины. Она не изношена в злой борьбе за жизнь и могла бы переменить и мужчину: привлечь его к закону любви, к закону Христа. И вот женщина отдаёт свою душу за тряпки.

Св. Климент Александрийский говорит, что «запястья и цепочки – это символ рабства, это цепи рабыни». Да, так и есть: эта золотая мишура держит в рабстве женщину, её душу, а часто и её тело. И как унизительны эти цепи, которые делают из женщины – подруги мужчины по труду, по устроению жизни – раззолоченную куклу. Украшение жизни – сама женщина. Она напрасно ценит наряды и украшения дороже себя самой. Больше того, такая погоня за украшениями отняла у женщины саму красоту. Она разменялась на мелочи, а её красота потерялась, исчезла врождённая походка, грация, вкус, исчез свой взгляд. Душа, мысль и спокойствие исчезли с лица современной женщины, а с ними исчезла и духовная прелесть, составляющая настоящую красоту женщины.

Современное растление коснулось и староверия. Уже иногда даже в наших храмах начинают появляться полуобнажённые женщины. А это для староверия неслыханная вещь. Неужели и мы, староверы, пойдём по широкому пути земного разврата? Хочется верить, что это разложение – явление временное, что староверческие девушки вернутся к забытым целомудренным и прекрасным заветам старины.