Известныя историческія условія. въ какихъ до последняго времени находилось старообрядчество, были причиною того, что наше подрастающее поколение, даже современное намъ лишено было возможности получить не только общее образованіе, не изменяя своей древлеправославной вере , но даже книгамъ Божественнаго Писанія обучалось подъ спудомъ и со страхомъ и трепетомъ ожидало ежеминутно набега духовныхъ и гражданскихъ гонителей, отбиравшихъ священныя книги (псалтырь, часовникъ и проч.) и разгонявшихъ учащихся въ избахъ уставщиковъ и грамотныхъ женщинъ-учитсльницъ. Ныне , съ дарованіемъ некоторой свободы старообрядцамъ, естественно явилось желаніс у нихъ воспитывать и образовывать своихъ детей въ своихъ школахъ и подъ руководствомъ своихъ учителей и законоучителей. Но где же взять образецъ истинно христіанскаго воспитанія и образованія?
I. Родителямъ и воспитателямъ.
Домашнее воспитаніе детей доселе , слава Богу, среди старообрядцевъ, за редкими печальными исключеніями, было высоко религіознымъ и бсзупречно-нравствсннымъ, особснно въ младенческомъ и отчасти въ отроческомъ возрасте . Дети съ самыхъ раннихъ поръ своей жизни, съ появленіемъ только проблесковъ сознанія, ужс впитывали въ себя религіозность, подмечая жизнь и примеры своихъ родитслсй, молящихся всегда Богу и благоговейно выполняя все уставы и обряды святоотеческіе, которые созданы во времсна величайшаго христіанскаго воодушевлснія и потому лсгко обнимаютъ детскую душу святымъ рслигіознымъ возвышсннымъ чувствомъ и оставляютъ на всю жизнь неизгладимыя впечатленія.
Воспитывающійся въ такой среде ребенокъ чувствуетъ уваженіе къ своимъ родителямъ, которое псреходитъ дажс какъ бы въ благоговеніе, а изъ нсго уже впоследствии проистекаеть и уваженіе къ законамъ Божескимъ и чсловеческимъ.
Къ сожалению, бываютъ примеры, когда въ юношескомъ возрасте дети старообрядцевъ подпадаютъ вліянію своихъ свсрстниковъ, которыс вырастаютъ без всякихъ религіозныхъ понятій. Особенно это должно сказать о, такъ называемыхъ, интсллігентныхъ семъяхъ (и подражающихъ имъ), среди которыхъ царствуетъ полнейшее равнодушіе къ рслигіозно-нравственнымъ истинамъ, а потому и воспитаніе детей въ этихъ семьяхъ приняло уродливую форму жівотнаго кормленія, т.е. исключітсльно физическаго.
Проследите тспсрь: носятъ ли въ такихъ семьяхъ, (считаю щихь себя интеллігентными), детсй въ храмъ Божій? Пріучаютъ ли ихъ къ рслигіознымъ упражненіямъ, молитвамъ, постамъ?
Здесь заботятся только о здоровьи телесномъ, нисколько нс думая о целомудріи души. Въ такихъ семьяхъ стараются показывать картины, которыя способны вызвать въ неиспорчснной детской натуре стыдъ и смятеніе душсвное, прснсбрсгая всемъ темъ, что должно волновать детскую душу во звышенными идсями вера в Бога.
Воспрянувшее отъ долгаго вынуждсннаго духовнаго сна (спячки душевной) старообрядчество не здесъ, конечно, должно брать примеръ, не такими путями воспитанія и образованія должно идти, чтобы выполнить свои христіанскія обязанности по отношенію къ своимъ детямъ, даннымъ имъ Богомъ.
Старообрядчсство въ этомъ отношении (образованія и воспитанія своихъ детсй), оказывается въ такомъ жс положеніи, въ какомъ находились дрсвніс христіане во врсмсна гонений и вскоре после нихъ, такъ какъ они въ одинаковой мере были не расположены ни къ іудейской книжной учсности, ни къ светской, ложно напыщснной мудрости язычниковъ (грсковъ).
Вотъ почсму намъ и необходимо обратить всс свое вниманіе на то рслигіозно-нравственное воспитаніс и школьное образованіе, какое получили святые отцы и учители Церкви и, прислушиваясь къ ихъ наставлсніямъ, самимъ следовать въ этомъ вопросе ихъ указаніямъ и советамъ.
II . Воспитание детей у древнихъ христiанъ.
Первенствующiе хритiане, ревностно стремясь къ достижению царства небеснаго, все усилия употребляли, чтобы и детей своихъ сделать достойными, наследниками сего царства. Къ этой святой и высокой цели было направлено все образование и воспитание, какое они старались дать детямъ.
Прежде всего древние христиане старались напечатлеть въ детскомъ уме живое познанiе Iсуса Христа. Имя Спасителя впивали, так сказать, еще съ молокомъ матери. Естественно поэтому, что въ cамыхъ юныхъ летахъ дети безтрепетно исповедывали святейше имя Господа предъ мучителями. Одного христiанскаго мальчика спрашивали: «откуда узналъ ты христианское ученiе о Единомъ. Боге ?» Онъ отвечалъ: «Мать моя научила меня. Когда я питался грудью своей матери, тогда, я научился веровать во Христа».
Вместе съ понятiемъ объ Искупителе детямъ внушали высокое ученiе объ истiнахъ веры Христовой и правилахъ богоугодной жизни, какъ то: объ Единомъ Боге, вечной жизни, о любви къ Богу, почтенiи къ родiтелямъ, прощенiи обидъ, смиренiи, терпенiи, скромности, сострадательности, покорности, молчаливости и целомудрiи .
Вообще св.Писанiе было первою учебною книгою, такъ что церковные писатели, говоря о христiанскихъ училищахъ называютъ ихъ «училищами св.Писанiя, упражненiемъ въ Божественныхъ Писанiяхъ, а каждый домъ христiанскiй, семейство христiанское — церковiю ». Свв.Церкви говорили родителямъ: «если вы хотите, чтобы дети ваши слушались васъ, то приучайте ихъ къ слову Божiю. Душа, предназначенная быть храмомъ Божiимъ, должна приучаться слушать и говорить только то, что. возбуждаетъ и поддерживаетъ страхъ Божiй».
Все умственное образование детей некоторые христиане ограничивали однимъ словомъ Божiимъ, воспрещая знакомство съ ученостью язычниковъ. Другiе христиане, напротивъ, не боялись вводить въ кругъ, образованiя детей некоторыя книги и науки, изучавшiяся въ школахъ языческихъ. Глубокiя и обширныя познания некоторыхъ отцовъ церкви въ философiи, исторiи, естественныхъ и другихъ наукахъ, равнымъ образомъ беседы ихъ съ юношами о предметахъ ученыхъ, показываютъ, что и сами они не были чужды и детей не хотели отчуждать отъ учености, лишь бы она не сопровождалась вредомъ для веры и христiанскаго благочестiя. Поэтому во многихъ училищахъ и семействахъ позволяли детямъ учиться поэзiи, философiи, языкамъ, гражданскимъ и другимъ. полезнымъ наукамъ. Св. Василiй Великiй даже советовалъ юношамъ знакомиться съ сочиненiями поэтовъ, историковъ и ораторовъ и вообще читать те сочиненiя писателей языческихъ, изъ которыхъ можно извлечь какую-нибудь пользу для души.
Впрочемъ, надо сказать, что все светскiя науки были предметами второстепенными, а главнымъ и первымъ предметомъ образованiя было ученiе христианское. Сообразно съ целiю христiанскаго воcпитанiя, науки естественныя, опытныя, умозрительныя преподавались только темъ учащимся, которые достаточно утверждены были въ ученiи христiанскомъ , при чемъ ихъ позволяли изучать только въ той мере, въ какой знанiе ихъ было нужно и полезно для добродетелей и для церкви. Во всехъ другихъ случаяхъ такiя науки считались неприличными, излишними и вредными для христiанина. Того считали несчастнымъ, кто знаеть все и не знаеть Бога; и блаженнымъ называли того, кто знаетъ Бога, хотя бы и не зналъ ничего другого.
Воспитывая детей, древнiе христiане тщательно удаляли ихъ отъ всего, что могло возбудить въ нихъ нецеломудренныя мысли и чувства. Такъ, они детямъ ни подъ какимъ видомъ не позволяли присутствовать на свадебныхъ пиршествахъ, общественных зрелищахъ и играхъ; скрывали отъ нихъ соблазнительныя сочиненiя языческихъ писателей, предохраняли отъ знакомства съ светскими песнями и сладострастной музыкой, удаляли отъ сообщества съ лицами другого пола, съ людьми зазорнаго поведения.
Вообще же древнiя христiане старались удалять отъ детей все то, что могло возмутить тихое и чистое сердце детей и произвести въ немъ нецеломудренныя чувства и движенiя. Для этого они ограничивали въ детяхъ грубую и неумеренную похоть объяденiя и прiучали ихъ къ умеренности, воздержанiю и простоте въ пище и питiи. Невоздержность и сластолюбiе считались главною причиною разстройства въ теле а также и началомъ всехъ телесныхъ страстей, привязывающихъ человека к земле. Поэтому, благоразумiе воспитателей требовало давать детямъ пищу легкую, простую, не многосложную, полезную для тела, а не такую, которая бы нравилась и удовлетворяла прихотливому сластолюбiю молодости, и которая не препятствовала бы упражненiю въ благочестивыхъ занятiяхъ.
III . Домашнее обучение детей у древнихъ христiанъ.
Когда наступало время учить детей грамоте, имъ давали для упражненiя въ чтенiи Библiю. Сажая за письмо, имъ давали въ руководство прописи, состояния изъ изреченiй св. Писанiя. Когда доходила очередь до устнаго изученiя религiозныхъ истинъ (догматическихъ) и обязанностей христiанина къ Богу и ближнимъ (нравственныхъ), въ руководство по сему предмету опять давали детямъ св. Писанiе, задавая изъ него уроки для изученiя наизусть. Детская душа, начинавшая рядъ своихъ ощущенiй и мыслей изученiемъ слова Божiя, скоро свыкалась съ этимъ благочестивымъ занятiемъ, находила въ немъ высокое для себя наслаждение и предпочитала его другимъ занятiямъ и удовольствiямъ.
Блаженный Iеронимъ разсказываетъ объ одномъ христiанине, что въ детстве своемъ, онъ никогда не садился за столъ, не прочитавъ напередъ какой-нибудь главы изъ св. Писанiя (Библiи), никогда не ложился спать, прежде чемъ кто-нибудь изъ семейныхъ его прочитаетъ ему изъ св. книги какое-либо место . То же делалъ и поутру: едва окончить свою молитву, тотчасъ принимался за чтенiе Библiи. По приказанiю своего отца, онъ выучивалъ изъ нея некоторыя места наизусть, и такъ полюбилъ это занятiе, что старался проникнуть въ подлинный смыслъ читаемого и усердно распрашивалъ своего отца о значенiи того или другого изреченiя.
Вообще въ первые века христианства св. Библiя была для детей предметомъ тщательнаго и благоговейнаго изученiя и была предпочитаема всемъ другимъ книгамъ.
Изученiе истинъ веры и правилъ христiанской жизни сопровождалось практическими примерами, деятельнымъ образомъ, чрезъ совершенiе домашнихъ молитвъ и общественныхъ богослуженiй.
Древнiе христiане въ молитве проводили наибольшую часть своего времени. Можно сказать, что вся ихъ жизнь была непрестанная молитва. Молитвой начинались и оканчивались все ихъ занятiя, начиная отъ важныхъ до самыхъ незначительныхъ, такъ что, когда обувались, надевали одежду и раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились, или вставали съ мъста, прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделье, садились за столъ, вкушали пищу и выходили изъ-за стола, входили въ домъ и выходили изъ дому,—вообще при всякомъ действiи и состоянiи, даже среди безмолвия ночи, вставая отъ сна, ограждали себя крестнымъ знаменiемъ и творили молитву Iсусову. И въ этой непрестанной молитве пребывали не одни взрослые, или старые, но призывала и детей участвовать въ богослуженiи общественномъ, совершаемомъ священнослужителями Церкви, а также и въ домашнемъ, совершаемомъ главою семейства въ присутствiи всехъ обитателей дома.
Упражненiе детей въ делахъ благочестiя было однимъ изь первыхъ средствъ къ утвержденiю въ нихъ навыка къ хриcтiанскимъ добродетелямъ. Дети везде и во всякое время участвовали въ благочестивыхъ действiяхъ своихъ родителей. Въ храмъ Божiй родители обязательно брали на общую молитву своихъ детей, пpiобщали ихъ Св. Таинъ, прiучали ихъ петь некоторыя славословiя однихъ, при всеобщемъ молчанiи верующихъ.
Поэтому храмъ Божiй былъ истиннымъ училищемъ всехъ христiанскихъ добродетелей, ибо здесь въ молитвахъ своихъ дети со всеми не только славили Бога и воздавали Ему должное поклоненiе, но и молились о ближнихъ своихъ, такъ что прiучались на практике выполнять две главнейшiя заповеди Христа: о любви къ Богу и о любви къ ближнимъ.
Вотъ какими мерами благочестивые воспитатели насаждали въ сердцахъ юныхъ учениковъ своихъ христiанскiя добродетели и навыки.
IV . Главнейшее воспитательное средство у древнихъ христiанъ.
Оградивъ детское сердце отъ всехъ внешнихъ и внутреннихъ соблазновъ, благочестивые воспитатели въ то же время потребляли положительные средства къ насажденiю и укреплению въ душахъ детей добрыхъ навыковъ. Первыми изъ этихъ средствъ, после устнаго и письменнаго наставлений въ правiлахъ христiанской деятельности, былъ примеръ благочестiя и добродетели, который воспитатели показывали въ своей жизни и которому обязывали подражать своихъ воспитанников!.. «Помните, писалъ блаженный Iеронимъ родителямъ, помните, что лучше можно научить дитя примеромъ, чемъ словами. Тотъ учитель самый холодный и безполезный, который учить добродетели только на словахъ, ибо это свойственно не учителю, а комедианту и лицемеру. Потому-то апостолы учили сперва примеромъ жизни, а потомъ словами». Следуя такимъ наставленiямъ, учители и воспитатели собственнымъ примеромъ побуждали детей съ раннихъ летъ упражняться въ чтенiи слова Божiя; темъ же примеромъ учили ихъ исполнять христiанскiя обязанности, изложенныя въ слове Божiемъ. Дети, находясь подъ кровомъ родителей, слышали и видели образецъ всехъ добродетелей: непрестанное молитвословiе, постоянное упражненiе въ слове Божiемъ, справедливость, кротость, смиренiе, целомудрiе, честность, любовь и милосердие.
Воспитанiемъ детей занимались большею частью сами родители. Преимущественно эту обязанность брали на себя матери семействъ, такъ какъ Самъ Богъ вложилъ въ ихъ сердце более нежности къ детямъ, и внешнiя занятiя ихъ не отвлекаютъ отъ обязанностей семейныхъ и, следовательно, въ ихъ рукахъ больше cредствъ къ благоуспешному воспитанiю. Если Римъ и Спарта славились великодушiемъ некоторыхъ матерей, то христианство древнее далеко превосходило ихъ евангельскими добродетелями матерей святаго Iоанна Златоуста, св.Григория Назiанзина, св.Григория Ниссiйскаго, св.Феодорита, бл.Августина, св.Климента и другихъ святыхъ мужей того времени.
Церковные бытописатели оставили намъ многiе примеры и образцы благочестивой ревности, съ какою матери заботились о спасенiи своихъ детей. Такъ блаженная Ефросинiя, мать св.Климента, приближаясь къ ближенной кончине своей и желая, чтобы сынъ ея (ему было тогда 12 летъ) остался наследникомъ не столько вещественнаго убогаго ея стяжанiя, сколько духовнаго богатства добродетелей, такъ говорила ему, лежа на одре болезни: «Чадо мое, чадо возлюбленное, чадо, отъ пеленъ осиротевшее! хотя ты оcиротелъ прежде, нежели узналъ объ отце своемъ, но ты не осиротелъ; ибо Отецъ твой есть Христосъ Богъ, обогащающiй тебя Своими дарами. Я родила тебя плотiю, а Христосъ Богъ, отродилъ тебя Духомъ. Признавай же Его своимъ Отцемъ, а себя — Его сыномъ, и смотри, чтобы не напрасно было твое всыновленiе Богу: служи Единому Христу Богу, въ Христе полагай твою надежду, ибо Онъ — наше спасение и животь безcмертный…. Умоляю тебя, сынъ возлюбленный, сделай мне одинъ даръ за все болезни и труды, которые я претерпела за тебя: такъ какъ настоитъ лютое время и приближается жестокое гоненiе, то будь, какъ говорить Господь, веденъ предъ владыки и цари Его ради! Сделай мне эту честь, сынъ мой! Стань смело и мужайся зa Христа, и сохрани непоколебимо Его исповеданiе; а я надеюсь на Христа моего, что вскоре процвететъ на тебе венецъ мученичества въ мою честь и во спасенiе многихъ душъ. Приготовь же сердце свое къ страдальческому подвигу, чтобы время подвиговъ нашло тебя уже готовымъ. Знай, что полезно быть искушеннымъ бедствиями, но не бойся: страданiе временно, а награда вечна, скорбь проходить скоро, а радость пребываетъ вечна; мало здесь безчестiе, но вечна у Бога слава! И такъ потщись пострадать за Пострадавшаго за насъ!…»
Примеръ благочестивой матери особенно силенъ. Кто испыталъ истинную материнскую заботливость, тотъ не можетъ безъ сердечнаго умиленiя слышать слова, произнесенныя однимъ благочестивымъ учителемъ къ своей матери, уже перешедшей въ страну вечнаго упокоенiя:
«Благодарю тебя, любезнейшая мать! Я вечно останусь твоимъ должникомъ! Когда замечалъ я твой взоръ, твои телодвижения, твое хожденiе предъ Богомъ, твои страданiя, твое молчанiе, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую. постоянную молитву: то, съ самыхъ раннихъ летъ , каждый разъ какъ бы вновь возрождалась во мне жизнь духа—чувство благочестiя, и этого чувства не могли после истребить никакiя понятiя, никакiя сомненiя, никакiя обольщенiя, никакiе вредные примеры, никакiя страданiя, никакiя притеснения даже никакiе грехи. Еще живетъ во мне эта жизнь духа, хотя уже протекло более сорока летъ, какъ ты оставила временную жизнь».
Первое место после родителей въ деле воспитанiя занимали у древнихъ христiанъ воспрiемники. Они ручались предъ лицемъ Самого Бога за будущую веру и христианскую жизнь крещаемыхъ. Поэтому церковь возлагала на нихъ обязанность учить воспринятыхъ ими отъ святой купели истинамъ веры и деятельности, и не только примеромъ, но и словомъ наставлять ихъ на всякое доброе дело.
При воспитанiи детей древнiе христiане особенно дорожили первыми годами ихъ детства. Даже когда дети были еще во чреве матернемъ, матери уже и тогда заботились о ихъ теле, опасаясь повредить имъ своею неумеренною жизнiю, и о душе, посвящая ее Господу и испрашивая у Него благословенiя для рождавшагося дитяти. Какъ скоро начинало обнаруживаться въ детяхъ сознанiе, родители старались внушить имъ веру въ Бога и любовь къ благочестiю, справедливо разсуждая, что въ нежномъ детскомъ возрасте душа ребенка, какъ воскъ, легко запечатлеваеть въ себе святыя мысли и чувства и получаетъ доброе направление, сохраняющееся въ теченiе дальнейшей жизни его. Какiе же получались плоды отъ древняго христiанскаго воспитанiя? Изъ рукъ древнехристiанскихъ воспитателей вышло множество исповедниковъ, мучениковъ, просветителей язычниковъ, вернейшихъ членовъ Церкви и полезнейшихъ слугь отечества.
Въ домашнiе учителя избирали древнiе христiане обыкновенно людей зрелыхъ летъ, строгой жизни, чуждыхъ честолюбия и гордости, не преданныхъ чувственнымъ страстямъ, не увлекающихся гневомъ, терпеливыхъ, великодушныхъ, смиренныхъ, благочестивыхъ, трудолюбивыхъ и преимущественно желавшихъ детямъ спасенiя души.